Интерьеры Успенского собора Усадьба «Высокие горы» Архитектура Парфенон и храм Аполлона в Бассах Вид на Акрополь План терм Константина План и разрез Сакристии Сан Лоренцо


Современное же состояние дома и парка таково, что воссоздать образы прошлого даже в воображении не всегда удается. Тем не менее сказанное выше дает материал для некоторого размышления.

Усадьба «Высокие горы» —- пример воплощения высоких культурных запросов владельцев. В данном случае имеется в виду психологическая проблема объединения внутреннего пространства дома с природой и городом: не просто широкое окно или витраж, а сложная система последовательных, архитектурно решенных переходов из интерьера в парк, где система дорожек и павильоны делает эту часть парка как бы развитием интерьерного пространства. Для обитателей и посетителей дома (присутствие последних было связано с осмотром картинной галереи, открытой для жителей города) интерьер не был ограничен стенами дома. Небольшой интимный парк через цепь ориентиров связывал внутреннее пространство дома с видовыми точками, обращенными на далекие виды Москвы.

Очевидно, что при общих стилевых качествах рассмотренных усадеб различия в принципах планировки загородной и городской усадьбы, различия авторских приемов, различия быта и желаний владельцев настолько велики, что сравнение усадеб, казалось бы, не имеет смысла. Одна — парадная, торжественно строгая, другая — интимная, свободная в своем построении — роднит ли их что-либо существенное кроме единства стиля? Что же, собственно, привлекает, удивляет нас и восхищает?

Несмотря на использование полярных композиционных приемов: строгой осевой композиции, с одной стороны, и живописной свободной, с другой — все же есть нечто общее, что сближает эти усадьбы. Прежде всего общая задача — связать архитектуру и природу, приблизить человека к природе. Она решалась разными средствами, в разных условиях, в соответствии с пространственной концепцией автора каждой из усадеб. В Архангельском дворцовая парадная усадьба как бы отгородилась от окружающего пейзажа. Но это лишь первое впечатление. Внутренняя напряженность развивающейся композиции, четкий ритм противопоставлений массы и пространства через последовательно проведенные контрасты открывают интерьер в парк, а затем на широкие дали окружающего подмосковного пейзажа.

Более скромная усадьба «Высокие горы» построена тоже на контрастном противопоставлении, но скорее не отвлеченных композиционных контрастов, а ярких образов, характерных мотивов жилярдневских арок, окружающих двор, и парадного входа, отмеченного огромным навесом, лестницы, поднимающейся наверх, протяженной галереи, пандуса, беседок и открывающихся далей Москвы. Переживания, охватывающие нас, усилены поразительным контрастом интимных уголков парка и широких панорам города.

Обе усадьбы отражают высокую архитектурную и художественную культуру эпохи и наглядно иллюстрируют возможность различного подхода к разработке идеи большого общечеловеческого значения — последовательного раскрытия пространства и приближения человека к природе.

В общественных зданиях начала XIX в. эта проблема связи внутреннего пространства с природой не возникала. Только на примере рассмотренных усадеб, которые имели, несомненно, общественное значение, можно понять, как блестяще разрешалась в русской архитектуре проблема соединения внутреннего пространства с природой, не потерявшая актуальности в наши дни.


Лазерная резка любых материалов в Санкт-Петербурге.
На http://svidetelstva.su свидетельство о рождении ребенка дубликат.
История искусства