Интерьеры XIV—XV веков и эпохи классицизма в Россиии

Математика
Линейная алгебра
Найдём производную функции
Производная функции, заданной неявно
Производные некоторых элементарных функций
Дифференциал функции
Производные гиперболических функций
Производная степенной функции
Натуральный логарифм
Найдём предел
Найдём вторую производную функции
Частные производные
Ядерная физика
Решение задач по ядерной физике
Радиоактивность
Методика решения задач по физике
Деление и синтез ядер
Атомная энергетика
Атомная энергетика России
Программа развития АЭС до 2050 г
Ядерная индустрия в Китае, Индии, Пакистане
Южно-африканская республика
Ядерная энергетика
Ядерно-энергетические комплексы
Энергетическая  безопасность
Физические основы ядерной индустрии
Энергосберегающие технологии

Ионизирующее излучение

Электротехника
Конспекты
Лабораторные работы по электротехнике
Исследование  трёхфазных цепей
Методы расчета и анализа электрических цепей
История искусства
Интерьеры Успенского собора
Усадьба «Высокие горы»
Архитектура
Парфенон и храм Аполлона в Бассах
Вид на Акрополь
План терм Константина
План  и разрез Сакристии Сан Лоренцо
Начертательная геометрия
Метод проекций
Способы преобразования ортогональных проекций
Метрические задачи
Развертки
Стадии разработки конструкторской документации
Нанесение размеров
Аксонометрические проекции
Разьемные соединения
Зубчатые и чеpвячные механизмы
Эскиз детали
Деталирование чертежей
Информатика
Электронный учебник по информатике
Основы организации персонального компьютера
Процессоры
Основы сетевых операционных систем
Управление ресурсами ПК
Файловая система
Сетевая операционная система UNIX
Сетевая ОС Novell NetWare
Сетевые продукты Microsoft
Операционная система OS/2
Радиосвязь
Анализ и синтез речи
Лекции по сопромату, теория, практика, задачи
Геометрические характеристики сечений
Моменты инерции сечения
Моменты инерции простых сечений
Моменты инерции сложных фигур
Определение напряжений в стержнях круглого сечения
Построение эпюр угловых перемещений при кручении
Деформации и перемещения при кручении валов
Кручение тонкостенных стержней замкнутого профиля
Статически неопределимые задачи.
Рациональные формы сечений при кручении
Общие понятия о деформации изгиба
Определение опорных реакций
Построение эпюр изгибающих моментов и поперечных сил
Расчет статически неопределимых балок
Способ сравнения деформаций
Момент сил. Действие с силами и моментами

Гладкая поверхность (плоскость)

Равновесие произвольной системы сил
Расчет ферм
Внутренние силы. Метод сечения
Понятие об устойчивости
Расчеты на прочность по допускаемым напряжениям
Дифференциальные зависимости при изгибе
Касательные напряжения при изгибе
Формула Ясинского
Расчет цилиндрических витых пружин
Изгиб с кручением

Стальной параллелепипед

Квадратная стальная пластинка
Между абсолютно жесткими плитами плотно вставлен стальной стержень
Вычислить упругую объемную деформацию бетонного куба
Главные напряжения, действующие в стальной полосе
Как меняются размеры и объем стальной пластины
Резиновый стержень
Медный кубик
Стальной кубик
Рассчитать на прочность по III-ей теории прочности

Доказать, что если на некоторой площадке в окрестности точки М

касательные напряжения
В растянутом стержне в одном из наклонных сечений возникли напряжения
В стальном растягиваемом стержне
 

Среди памятников древнерусского зодчества нас интересуют те, в которых наиболее ярко выражена идея гражданственности. История древнерусской архитектуры XIV—XVI вв. насчитывает много произведений мирового значения. Пространство, освобожденное от лишней массы камни, метрический Строй  композиции поддерживает идею создания светского интерьере Аристотель Фьораванти.

Интерьеры Успенского собора

Система четырехколонного зала и смещенное относительно нее пятиглавие лежит в основе нейтрального пространства Успенского собора

Принципиальная схема крестово-кумольного построения храма, размещение икон, иконографические сюжеты иконостаса — все сложилось как система вместе с развитием общерусской культуры. Но одновременно каждому отдельному храму были свойственны уникальные черты.

Перекрыв системой пяти куполов две различные самостоятельные части — алтарь и собственно храм, Аристотель Фораванти объединил их и создал единую пространственную композицию.

Роспись южного свода в храме Ферапонтова монастыря Постоянно меняющийся свет, отражая изменения, происходящие в природе, создает своеобразную динамику.

Теплый колорит стенописи то загорается яркими красками, то выбеливается, то приобретает глубину, цветовые соотношения приобретают новое содержание.

Выясняя роль монументальной живописи в создании индивидуальной образной характеристики, целесообразно привести для сравнения с Успенским собором интерьер храма Рождества Богородицы в Ферапонтове, расписанного Дионисием.

В храме Ферапонтова монастыря в подчеркнуто центрическом построении находит свое отражение характерный тип раннемосковского храмового зодчества, сформировавшийся в период объединения русских земель. Появление такого храма в Ферапонтове символизирует идею расширения русского влияния на Севере.

Сложная система арок и сводов придает выразительную скульптурность пространству. Живопись на сводах подчиняется архитектурным формам и становится пластичной, обогащаясь оборотами и ракурсами, благодаря кривизне сводов

Удивительно, что изменение масштаба современной городской застройки Москвы не изменило представления о значительности итерьера Успенского собора.

До сих пор интерьер сохраняет поразительное величие, отмеченное в свое время современниками. Наиболее полные материалы о владельцах и строителях усадьбы, о периодах строительства, о выдающейся художественной коллекции собраны С. В. Бессоновым. Двор не замкнут, но ограничен с двух боковых сторон открытыми галереями.

Легкие, широко расставленные тосканские колонны, рисующиеся на фоне зелени, выделяя пространство двора, одновременно раскрывают его в парк.

В чередующихся друг за другом залах дворца архитектура как бы подчиняется наполняющим их произведениям искусства. Так, для узких вертикальных полотен Гюбер Робера создан небольшой круглый зал.

Внутренняя планировка дома с прилегающим к нему двором и живописным парком, спускающимся к Яузе, была подсказана положением усадьбы в городе и новым бытом ее владельцев. Иной образ жизни определил основные элементы ансамбля. Прежде чем войти в дом, вы попадаете во двор через ворота, примыкающие к дому с северной стороны. Два служебных корпуса, собственно дом и ограда, образуют правильный прямоугольник двора, открывающегося в парк.

Протянувшаяся через весь дом в центре его галерея шириной более 3 м была разделена по длине на три части и соединяла две половины дома: одну,выходящую во двор и парк, и вторую — в палисадник перед главным фасадом Галерея завершалась крытой террасой с тремя крупными арочными проемами.

Отсюда пологий широкий пандус, плавно изгибаясь, спускается в парк. В первом этаже располагались жилые комнаты меньшей высоты, чем парадные анфилады второго этажа. Так осуществлялось деление дома на парадную и интимную половины.

Усадьба «Высокие горы» —- пример воплощения высоких культурных запросов владельцев. В данном случае имеется в виду психологическая проблема объединения внутреннего пространства дома с природой и городом: не просто широкое окно или витраж, а сложная система последовательных, архитектурно решенных переходов из интерьера в парк, где система дорожек и павильоны делает эту часть парка как бы развитием интерьерного пространства.

В данном разделе пойдет речь о наиболее важных и малоизученных проблемах интерьера — о раскрытии художественного смысла, о возможностях образного художественного языка архитектуры, о творческих проблемах современной архитектуры. Среди рассмотренных примеров — выдающиеся памятники разных эпох и народов, лучшие общественные здания, созданные советскими, а также зарубежными архитекторами. На основе конкретного анализа делаются обобщения по отдельным проблемам.

Показываются информационные возможности художественного языка архитектуры. Кроме того, исследование вопросов не только теории, но и практики создания интерьера потребовало рассмотрения ряда творческих проблем.

О методике исследования

Архитектура — особый вид искусства, где польза, прочность и красота составляют единое целое. И единство этой триады — обязательное условие создания архитектурного произведения. Однако памятники архитектуры, несмотря на то, что они утратили свое первоначальное предназначение, не теряют своих художественных ка­честв и, не имея практической ценности, продолжают эмоционально воздействовать на наших современников, вероятно даже с большей силой, чем раньше.

В основе этих произведений лежат гармонический порядок организации пространства, средства масштабной и тектонической выразительности, система пропорционирования. И хотя все эти средства художественной выразительности связаны со своим временем и раскрыть их художественную сущность может быть сложнее, чем артикуляцию ордерных систем, тем не менее воздействие их на людей нашего времени очевидно.

Приступая к анализу памятников архитектуры и современных объектов, мы взяли в качестве научных обоснований ряд предпосылок, выдвинутых ведущим ученым в области теории эмоций П. В. Симоновым. Он обращает внимание на тот факт, что потребность есть та основа, на которой строятся все поведение, вся психическая деятельность человека, включая его мышление, эмоции и волю. Динамика потребностей в их усложнении, обогащении и трансформации делает поведение активным. Современной наукой эти потребности определены как высшие потребности.

Будучи одним из условий эмоционально-эстетического воздействия, эти высшие духовные потребности человека мотивированы жизненно важными реакциями или, как их называют, биологическими врожденными константами.

Предлагаемый в данной главе сравнительный анализ архитектурных объектов, не следуя жесткой схеме, охватывает группу вопросов в определенной последовательности.

Интерьеры античности и возраждения в Италии

Парфенон и храм Аполлона в Бассах , сооруженные в V в. до н. э. всего лишь на протяжении десяти лет выдающимися зодчими, позволя­ют в результате сравнения увидеть в их сходстве общие принципы творчества, а в различии — конкретное преломление этих принципов.

Курватуры карниза антаблемента и стилобата, заключающиеся в плавной приподнятости центральной части портика, создают ощущение упругости

Можно предположить, что проход в интерьер храма через многоколонный портик пронаоса и слабо освещенное пространство между колоннами еще раз создавали условия для нарастания эмоциональной напряженности. Она предшествовала открытию внутреннего пространства целлы и сверкающей золотом статуи Афины, эффектно освещенной верхним светом.

Вид на Акрополь

Этот прием гиперболизации образов, действенный и выразительный, был достаточно деликатно использован автором. Традиционность  Парфеноне нарушают отклонения от типического — стройность ордера, курватуры, профилировка. 

Новаторство храма Аполлона решают новая система построения внутреннего пространства. система поперечных стен, сочетание  трек ордеров. аксонометрия Парфенона.

Создав хорошо знакомый образ храма, автор на какое-то мгновение превысил прогноз неожиданностью противопоставления  изысканности архитектуры и дикости природы, а дальше нарушил хорошо известное новаторскими предложениями в разработке интерьера.

В храме Аполлона ситуация и задание подсказали выбор другого приема, когда в основу взято только контрастное противопоставление, когда вновь созданный образ, превышая сложившиеся представления, сформировавшиеся в предшествующих условиях, не развивается далее.

Несомненно, греки стремились к совершенству. Представления о прекрасном в архитектуре были высказаны ими в разработке ордера и периптера. В их образах было преодолено все множество противоречий. На основе этих реальных образов сложился уровень требований к архитектуре, сложились эстетические воззрения.

Подобно Аристотелю, автор трактата считает природу той объективной реальностью, от которой художник отталкивается в своем творчестве. Однако в традиционную для античности теорию подражания природе он впервые вносит принципиальные поправки, отделяя искусство возвышенное от подражательного.

Трактат о возвышенном глубоко и наглядно раскрывает художественное содержание великих произведений греческой литературы. Он является убедительным подтверждением полученных нами ранее выводов о греческой архитектуре.

Предельно точно была разработана идея развития пространства как переход из малого пространства в большое и последовательного раскрытия его. Разработаны изысканный ордер, монументальная живопись, скульптура, малые формы: водоемы, фонтаны, мозаичные полы великолепного рисунка. Пластическое разнообразие внутренних пространств и продуманность плана терм доведены до композиционной законченностью

План терм Константина; разрез и фасады

В термах развитие типа и его важнейших композиционных принципов было доведено до совершенства. Четкие осевые композиции, выделение главного за счет контраста форм и размеров, декоративное использование ордера — все эти основы архитектурной грамоты были здесь настолько отработаны, что, казалось, в этой ясности могло потеряться искусство. В ней нельзя найти ни начала, ни конца... Фигура эта в высшей степени способна воплотить единство, бесконечность, сущность, однородность и справедливость»

Слова великого зодчего знаменательны При общей близости системы покрытия и размеров Сакристии церкви Сам Лоренце и капеллы Пацци Брунеллески создают разные образы, широко используя возможности языка архитектуры

План и разрез Сакристии Сан Лоренцо

Отработанный римлянами язык архитектуры точно использован в Пантеоне. Тектоническая ясность грандиозной системы, ясность ориентации в круглом по форме храме, создание развитого периметра, нарушающего замкнутость круглой формы, и, наконец, масштаб, определивший величественность архитектуры,— все это было проявлением высокого мастерства и покорило многие поколения архитекторов.

Вершиной творчества Брунеллески, где как бы сконцентрированы его архитектурные идеалы, считается капелле Пацци. В этом небольшом храме, построенном для семьи Пацци, требования церковных амонов не были так жестки, и автор смог последовательно осуществить свои творческие взгляды, проявить свое отношение к архитектуре.

Созданию капеллы Нации предшествовало работа над Воспитательным домом, куполом Флорентийского собора, церковью и сакристией Сан-Лоренцо, где мастер последовательно решал поставленные композиционные задачи, добиваясь совершенства путем закрепления творческих находок.

Близость размеров основных квадратов в плане, повторение центрической системы покрытия сближают интерьеры этих памятников. Но при этом умение автора раскрыть мысль образным языком архитектуры формирует разные образы, разные эмоции. Переход от квадратного в плане основания осуществлен с помощью парусов. Темные тяги, образуя квадрат и круг в плане, ограничивают пространство, подчеркивают статичность, замкнутость его.

Случайное размещение входа в углу капеллы как бы окончательно исключает возможность развития пространства в горизонтальном направлении.

Изумительная пластика и ясные геометрические формы покрытия, четкость геометрических форм внутреннего пространства, гармоническое развитие в трех направлениях определяют тот разумный порядок, идеал, к которому стремились люди Возрождения.

Темный изысканный силуэт подчеркивает формы реального объема храма, что особенно важно в пространстве, освещенном отраженным, рассеянным светом.

Лекции по сопромату, математике, физике, электротехнике. Теория, практика, задачи